ЮгорскАрмизонское Бердюжье Голышманово Другие регионы...

Рост строительства в Алма-Ате и промышленных городах

По завершении Туркестано-Сибирской железной дороги большие строительные работы развернулись в новой столице Казахстана — Алма-Ате. Сюда по стальной магистрали устремился поток строительных материалов, и город стал походить на строительную площадку.

Быстрый рост Алма-Аты признавали и за рубежом. Один из членов американской научной экспедиции Вестоуэр, посетивший Алма-Ату в 1929 году, а затем, в 1934 году, писал: «...меня удивили темпы развития Алма-Аты. Поражает огромный размах строительства...

Город из большой деревни превращается в действительную столицу огромной богатейшей республики».

В 1932 году началось строительство Чимкентского свинцового завода. Уже в первый год в рабочем поселке было построено четыре двадцатиквартирных, 17 четырехквартирных домов и четыре общежития на 120 человек каждое. Их строили специалисты, прибывшие  из центральных областей России, бывшие казахи-кочевники и узбеки-дехкане. Местные жители постепенно осваивали строительные профессии. Неграмотным пареньком пришел на строительство завода Менгазитдинов. Он не умел держать в руках даже тачку. Но с помощью опытных товарищей за короткое время он освоил производство бетона, а затем и сам возглавил бригаду бетонщиков, в которой работали 15 таких же, как и он сам, аульных ребят. Потом его бригада стала передовой на стройке.

В то время широко известны были имена комсомольца Звягина и его подручного Мухтарбекова. Они в смену укладывали до 3500 кирпичей. Это был небывалый рекорд по тому времени.

Первенец маталлургической промышленности Казахстана — Лениногорский свинцовый завод в 1927 году выдал металл. С ростом его производственной мощности рос и поселок, переименованный потом в город Лениногорск. Газета «Казахстанская правда» 23 февраля 1932 года писала о производственных успехах строителей этого города, о делах бригад плотников Ананьина, штукатуров Серпова, землекопов Шуш-панова.

В 1930 году в глухой степи Центрального Казахстана стала создаваться третья угольная база страны — Караганда. В поселке в то время имелось всего несколько бараков, на каждого из рабочих приходилось менее квадратного метра жилья. Казахи, пришедшие из аулов, жили в юртах и землянках. Не в лучших условиях находились и специалисты, прибывшие из других республик. Поэтому шахтные поселки Караганды тех лет напоминали своеобразную смесь казахского аула с рабочим поселком.

Чтобы обеспечить шахтеров жильем, развернулись строительные работы. Первые жилые постройки были из камня. Но из-за недостатка квалифицированных кадров вскоре пришлось отказаться от каменной постройки и перейти на саманное строительство. И все-таки количество прибывающего населения в Караганду опережало темпы жилищного строительства. В январе 1932 года в городе проживало уже свыше ста тысяч человек, а жилой фонд составлял всего 227,8 тысячи квадратных метров, причем большой процент этой площади не был пригоден для нормального жилья, особенно в зимних условиях.

Кроме того, в Караганде того времени существовали земляночные городки. Положение с водой было очень тяжелым. В городе имелось всего две водопроводные будки, у которых весь день стояли очереди.

Чтобы устранить эти недостатки, в июле 1934 года Президиум ВЦИК заслушал доклад о работе исполкома Карагандинского горсовета. Присутствовавший на заседании М. И. Калинин внес ряд ценных предложений, которые легли в основу постановления Президиума ВЦИК о Караганде. С 1934 года началось строительство нового города с многоэтажными домами.

Опубликовано: 21.05.2014